
Под рекламой в силу пункта 1 статьи 3 Закона о рекламе понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно пункту 1 статьи 44.1 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» рассылка по сети подвижной радиотелефонной связи (далее также - рассылка) должна осуществляться при условии получения предварительного согласия абонента, выраженного посредством совершения им действий, однозначно идентифицирующих этого абонента и позволяющих достоверно установить его волеизъявление на получение рассылки.
При этом на практике возникают случаи, когда Согласие на получение рекламы включается в текст договора потребительского кредита (займа), заявления о предоставлении потребительского кредита (займа) или иного документа, оформляемого в связи с получением потребительского кредита (займа), при этом заемщику не предоставляется право отказаться от дачи Согласия на получение рекламы.
Учитывая необходимость получения предварительного согласия абонента (адресата) - заемщика в силу вышеуказанных положений Закона о рекламе и Закона о связи, полагаем, что отсутствие у заемщика возможности выразить свое несогласие на распространение рекламной информации при заключении договора потребительского кредита (займа) является недобросовестной практикой.
Если Согласие на получение рекламы включается в текст
договора потребительского кредита (займа), заявления о предоставлении
потребительского кредита (займа) или иного документа, в том числе в форме
электронного документа (в случае предоставления потребительского кредита
(займа) посредством дистанционных (цифровых) каналов), рекомендуем кредиторам
обеспечить возможность проставления заемщиком отдельной подписи (отметки о
согласии) в отношении перечня конкретных рекламораспространителей в лице
кредитора (третьих лиц), на получение рекламы от которых заемщик соглашается
(далее - перечень рекламораспространителей). Вместе с тем наилучшей практикой
полагаем получение Согласия на получение рекламы посредством оформления
отдельного документа, а в случае взаимодействия при предоставлении
потребительского кредита (займа) посредством дистанционных (цифровых) каналов -
отдельной формы на сайте кредитора в информационно-телекоммуникационной сети
«Интернет».
При этом при проставлении подписи (отметки о согласии) полагаем целесообразным предоставить заемщику возможность отказаться от получения рекламы от кредитора (третьих лиц), указанных в перечне рекламораспространителей.
Принимая во внимание право заемщика требовать прекращения распространения рекламы в свой адрес, предусмотренное частью 1 статьи 18 Закона о рекламе, Банк России и ФАС России рекомендует отражать в Согласии на получение рекламы информацию о наличии у заемщика указанного права. Также целесообразно отражать право заемщика на установление срока действия Согласия на получение рекламы посредством указания периода времени, в течение которого оно действует. Кроме того, рекомендуем не допускать включения в Согласие на получение рекламы условия об автоматической пролонгации его срока действия, а также отражать информацию о том, что отказ заемщика от дачи Согласия на получение рекламы не является основанием для отказа в предоставлении потребительского кредита (займа).